М. Кругов

 

ЧТО В ИМЕНИИ ТЕБЕ МОЕМ?

 

Одним из самых вредных стереотипов в экономике является представление о том, что в каждой отрасли всегда только одна форма ведения бизнеса является самой эффективной. Тогда как все другие виды предприятий представляют собой разной степени атавистичности пережитки прошлого. Соответственно, необходимо создавать условия для их скорейшего вымирания. Поэтому в том же сельском хозяйстве, например, следует давать «зеленую улицу» только агрохолдингам. Тогда как к фермерам и кооперативам нужно относиться как к реликтовым представителям экономической фауны. Хотя, казалось бы, наш собственный недавний опыт наглядно продемонстрировал неэффективность опоры на одноукладность.

 

Люди обладают разными менталитетами. Кто-то является закоренелым индивидуалистом, кто-то – упертым коллективистом, кто-то чувствует себя нормально только в роли наемного работника. Поэтому разнообразие форм экономической деятельности в первую очередь решает проблему ментальности – дает людям возможность найти психологически комфортное поле деятельности. Но этим не исчерпывается полезность разнообразия форм ведения бизнеса. Некоторые виды предприятий являются как бы пограничной территорией между разными отраслями. И в этом качестве оказывают содействие развитию обоих соседей. Как, например, те же венчурные фирмы, которые действуют на границе прикладной науки и производства.

В сфере сельского хозяйства к такого рода предприятиям относятся имения – четвертая после агрофирм, кооперативов и ферм распространенная в мировой практике форма сельхозпредприятий. При этом если последние три типа хозяйств уже достаточно широко представлены в нашем сельхозпроизводстве и неплохо развиваются, то имения отсутствуют вовсе. Хотя они могли бы вносить свой специфический вклад в решение экономических и социальных проблем сельской местности вообще и сельского хозяйства в частности.

Современное имение уже далеко ушло от своего прародителя, помещичьего хозяйства, и стало вполне эффективным способом сельхозпроизводства. Это, конечно, вариант «дворянских гнезд», владельцами которых являются представители городской деловой элиты. Для которых сельхозбизнес стал побочным предметом деятельности, разнообразящим их основное занятие и улучшающим качество отдыха. В качестве сельхозпредприятий имения эффективны по той простой причине, что проживающему в городе профессиональному бизнесмену или менеджеру не составляет особого труда организовать квалифицированное управление деятельностью производства с численностью работающих от 10 до 50 человек.

Это занимает у него максимум два-три часа в неделю. Естественно, что основную работу выполняет специально подготовленный управляющий. Как любым подразделением бизнеса в большей мере командует не сам предприниматель, а линейные менеджеры. От владельца потребуется только организовать бизнес-процесс, подобрать кадры и осуществлять общее руководство. Для этой категории людей так же не представляет труда привлечь необходимый объём инвестиций, профинансировать проект любого сельскохозяйственного производства и добиться его высокой эффективности.

Дело в том, что любое предприятие, в том числе и сельскохозяйственное, работает по стандартным управленческим технологиям, которыми профессиональные бизнесмены и менеджеры хорошо владеют. А специфические особенности производства обеспечивают узкие специалисты – агрономы и зоотехники. Поэтому как для любого бизнеса, для сельхозпроизводства ключевой является фигура предпринимателя, а не технического специалиста. И именно дефицит предпринимательских кадров является главной проблемой нашего сельского хозяйства. Точно так же для сельхозпроизводства, кроме кадров, требуются ресурсы, к которым «городские» имеют гораздо более легкий доступ. А это вторая проблема российского села.

 

Такой подход бизнесменов к организации своего еженедельного отдыха  получил широкое распространение в мире и поддерживается властями любой политической ориентации. Так как он не только выводит на более высокий уровень сельхозпроизводство за счёт притока высококвалифицированного менджмента и инвестиций, но и привлекает в регион деловую элиту, делая её представителей субъектами сельского общества. Что приводит к качественному изменению его структуры и позволяет местной власти использовать дополнительные интеллектуальные ресурсы и деловые связи владельцев имений. 

У нас западный опыт в этой области известен мало по той простой причине, что имения относятся к инфраструктуре частной жизни элиты. А потому защищаются законодательством о неприкосновенности частной жизни. Из-за чего ни сами представители элиты, ни местные власти деятельность имений стараются не афишировать. Так что если какая информация о них и просачивается в печать, то, как правило, не по поводу их эффективности или роли в жизни какой-то местности. Мы узнаем о том, что у Д. Буша есть ранчо и что в нем имеется, только когда он начинает принимать в нем политических гостей.

Кстати, этот пример демонстрирует второй, после клубов, способ приватного общения элиты – в имениях. Который, зачастую, позволяет решать очень важные проблемы. Ведь имение дает возможность пообщаться не час-другой, что является пределом длительности деловых встреч в городе, а пару дней. За которые можно установить полноценный психологический контакт и всесторонне обсудить любой вопрос.

 

Владельцы имений обладают гораздо более широким кругозором, имеют намного меньше вредных стереотипов, легче идут на рискованные эксперименты и благодаря этому чаще остальных субъектов сельского хозяйства применяют нестандартные формы организации производства, быстрее внедряют всевозможные новшества и передовые технологии. Поэтому их опыт работы и организации бизнеса является предметом заимствования – мелкие сельхозпроизводители имеют возможность использовать отработанное в имениях ноу-хау в своей деятельности.

Владельцы имений способны в короткие сроки создать развитую систему переработки и реализации сельхозпродукции не только для нужд своих хозяйств, но и для большинства окрестных фермеров и кооперативов. И не только потому, что имеют необходимые для этого финансовые ресурсы, но и потому, что лучше местных специалистов разбираются в вопросах организации производства и сбыта. Поэтому в развитых странах имения считают если и не самым мощным, тем не менее, полезным локомотивом сельского хозяйства, а их организация всегда поддерживается местной властью.

Для бизнесменов и менеджеров владение имением даёт возможность вывести на более качественный уровень свой уикенд. Так как, в отличие от стандартного загородного дома в коттеджном поселке, имение позволяет построить любой по размеру дом, создать на нескольких гектарах красивый парк с прудом, содержать собственные конюшню, теннисный корт и т.д. и т.п. Вплоть до собственного горнолыжного склона и охотничьего хозяйства. То есть, «барская усадьба» позволяет организовать еженедельный отдых на уровне, недостижимом в тех же элитных «поселениях».

Мало того, создание имения обходится в два-три раза дешевле покупки дома в престижном коттеджном поселке. Имение создается на достаточном отдалении от города – на расстоянии до 300 км. Где все гораздо дешевле – и земля, и материалы, и рабочие руки. Плюс, в отличие от коттеджа, содержание которого стоит приличных денег, имение не только окупает все расходы по его содержанию, но и может приносить серьезную прибыль. То есть, как минимум бесплатно предоставит то, что в коттеджных поселках если и предлагается, то за большие деньги. Эти причины и обеспечивают интерес бизнесменов и менеджеров тратить время и деньги на организацию сельскохозпредприятий.

         Опять же, создание имения – творческий процесс. При этом он включает в себя не только организацию бизнеса, но и преобразование территории. Которую можно превратить в прямом смысле слова в райское место. Так что владелец имения имеет возможность реализовать не только свои таланты менеджера, но и воплотить собственные творческие фантазии. Это гораздо более интересный отдых, в сравнении с примитивным командованием прислугой и домочадцами во время отдыха в загородном доме.

 

Лучше всего продемонстрировать, как имения могут ускорить развитие сельского хозяйства, можно на примере Подмосковья. По некоторым оценкам сегодня в Московской области до трети имеющихся сельхозземель не используется. В то время как рынок Москвы предоставляет сельскому хозяйству Подмосковья уникальные возможности для сбыта продукции. В первую очередь из-за своих масштабов, во вторую очередь – из-за высокой платежеспособности, в третью – из-за своей близости и, соответственно, низких расходов на транспорт. Эти три фактора с лихвой компенсируют как бедность почв, так и относительно не самые благоприятные климатические условия Подмосковья.

Для Подмосковья проблема квалифицированного менеджмента особенно сложна, так как Москва постоянно оттягивает энергичных людей и тем обескровливает регион. В итоге получается замкнутый круг – отток качественных трудовых ресурсов блокирует инвестиционный процесс, что приводит к экономической стагнации региона, которая в свою очередь усиливает отток кадров в Москву. Эту проблему можно решить как раз путём развития имений. Если это удастся сделать, вопрос кадров и инвестиций для сельского хозяйства Московской области превратится в чисто техническую задачу.

В Москве имеется тысячи высококвалифицированных бизнесменов и менеджеров, которые могли бы заинтересоваться идеей организации собственного имения. Бизнесэлита Москвы способна инвестировать в сельское хозяйство Подмосковья, как, впрочем, и прилегающих областей ориентировочно от 2 до 5 млрд. $ в течение пяти-восьми лет. Что позволит в 1,5-2 раза увеличить производство сельхозпродукции, в разы повысить глубину ее переработки и обеспечить полную занятость трудопригодного населения сельской местности. И не только в сельском хозяйстве, но и в стройиндустрии.

Как представляется, оптимальный для условий нечерноземья, а значит и для Подмосквья, размер имений должен колебаться в пределах 150-500 га. В зависимости от производимой сельхозпродукции, качества почвы, местонахождения. И  они должны располагаться на расстояние от 50 до 250 км от Москвы. На создание производственной базы имения на первом этапе требуется порядка 100-150 тыс. долларов. На развитие производственной базы на втором этапе от владельца имения потребуются дополнительные инвестиции в размере 100-300 тыс. долларов в зависимости от специализации и масштаба хозяйства. Так что в среднем можно оценить, что одно имение требует от 200 до 450 тыс. $ инвестиций. То есть, суммы, не представляющей особой проблемы для многих представителей московской деловой элиты. И которая окупится в течение 4-7 лет в зависимости от того, на производстве какой продукции будет специализироваться имение и в каких масштабах будет организован бизнес.

 

Предлагаемый проект отнюдь не плод фантазии автора. На сегодня имеется по меньшей мере один удачный пример организации подобного имения в Подмосковье. То есть соответствующего описанным выше представлениям о цели и предназначении таких по форме сельхозпредприятий. Это хозяйство «Мащерово», созданное владельцем концерна «Панинтер» Александром Паникиным. Имение расположено в 120 км от Москвы в Клинском районе. В имении больше 500 гектар земли, молокозавод, перерабатывающий порядка 10 тонн молока в сутки, имеет сбытовую сеть из 50 киосков для продажи своей продукции в Москве, даёт работу примерно 80 местным жителям и производит продукции более чем на 100 млн. руб. в год. И это всё крупный текстильный фабрикант создал между делом – параллельно с развитием своего основного бизнеса, в котором у него занято больше 2-х тысяч человек. Если этот опыт грамотно использовать, за несколько лет в Подмосковье могут появится тысячи подобных хозяйств, которые обеспечат ускоренное развитие сельскохозяйственного комплекса региона и качественное изменение его эффективности.

Автору довелось в течение двух лет наблюдать деятельность «Мащерово». Причем не в качестве публициста. Имея десятилетний опыт работы в сфере производственного бизнес-консалтинга, я смог всесторонне и в деталях оценить сложность такого рода деятельности, ее ключевые особенности и источники эффективности. Откуда и проистекает уверенность в реальности и полезности для регионов описываемого проекта.

 

В бизнесе больше всего выигрывают те, кто приходят первыми. При нынешних дорогах и автомобилях не проблема ездить в свое имение на уикэнд за 200-250 километров от города. Многие американцы вообще летают на свои ранчо на легкомоторных самолетах. Учитывая продвинутость нашей молодой бизнесэлиты, она может по примеру американцев организовывать себе имения в радиусе 500 км от своего города летать в них на собственных малых самолетах.

Это значит, что самая богатая в качестве инвестора бизнесэлита Москвы доступна не только Московской области, но и всем окружающим ее областям. И тот губернатор, который первым запустит процесс создания имений в своей области, сделает ее таким же модным по этой части местом, каким является то же Рублевское шоссе. Соответственно, получит самые большие инвестиции и самых полезных «поселенцев».

Стоит напомнить, что Лазурный берег сделало самым дорогим в мире участком морского берега русское дворянство. В конце ХIХ века его представители, измученные сырым петербургским климатом, начали строить виллы в этой тогда еще глухой французской провинции. За нашими потянулись отставные английские офицеры, и местечко стало стремительно входить в моду. После чего быстро появилось и все остальное – начиная от индустрии самого дорогого отдыха и заканчивая игральным оазисом в Монте-Карло.

 

Вопрос, быть или не быть в России имениям, не стоит. Потому что все равно у нас будет все организовано так, как везде в мире. Значит и в сельском хозяйстве будет множество имений. Вопрос в другом – ждать, когда этот процесс пойдет по неуправляемому сценарию, или разумно организовать его течение. Сегодня решение этого вопроса находится в руках губернаторов. И те из них, которые первыми оценят и начнут использовать для развития сельского хозяйства кадровые и финансовые ресурсы городского бизнеса, смогут получить от него максимальные дивиденды.