М. Кругов
НОВЫЙ ЗАКОН О БАНКРОТСТВЕ: СМЕНА КАРАУЛА.
Президент
наложил «мягкое» вето на принятую Думой новую версию закона о банкротстве.
«Мягкость» означает, что в процессе последующего согласования никаких
принципиальных изменений в текст закона вноситься не будет – ожидается лишь
подшлифовка отдельных положений. Проще говоря, администрацию президента не
устроил макияж правительственно-думского
продукта. Но никак не его суть и содержание. А в них как раз собака и зарыта.
Известно,
что «генералы всегда готовятся к прошедшей войне». По той простой причине, что
все они крепки «задним умом». Соответственно, готовятся решать те проблемы, с
которыми сталкивались в прошлом. А как выглядит сегодняшняя ситуация и какие
проблемы реально существуют, генералам понять недоступно. И тоже по весьма
простой причине – они специалисты по ведению боя, а не по развитию общественных
процессов. Результатом действия которых и является новая ситуация и новые
проблемы.
Аналогично
дело обстоит и с бюрократами – они обычно тоже выпускают законы, которые
предусматривают решение проблем, реально имевшихся в прошлом. Это положение
вещей новая редакция закона о банкротстве как раз и демонстрирует. Так что это
творение исполнительско-законодательской мысли смотрелось бы совсем неплохо
где-нибудь эдак в 1992 году. То есть, когда принималась первая редакция закона.
Но только не сегодня.
Следует
заметить, что разработчики первой редакции закона несколько лучше
ориентировались в имевшейся в экономике ситуации. Точнее, понимали, что главной
проблемой в тот исторический период становления рынка являлся жесточайший
дефицит квалифицированного менеджмента. В первую очередь финансового. Поэтому
предприятия сплошь и рядом оказывались на грани банкротства исключительно из-за
некомпетентного управления. Почему в закон и был вставлен этап «финансового
оздоровления». Он должен был обеспечивать замену упертых старых директоров,
ничего не смыслящих в финансах и рынке, на специалистов, способных навести на
предприятии элементарный порядок. Что и скрывалось за благостной формулировкой
– «финансовое оздоровление».
Но сегодня
этой проблемы уже не существует – нужных специалистов на рынке труда более чем
достаточно. Так что если на предприятии бардак в финансах, то нужно заниматься
не «оздоровлением», а уголовным расследованием деятельности его руководства.
Что входит в компетенцию налоговой полиции и прокуратуры, но никак не
арбитража.
Если какой-то
инструмент теряет свою полезность, ему стараются придумать новое назначение.
Что и произошло с процедурой «финансового оздоровления» – из хозяйственного
топора, предназначенного для расчистки леса, она превратилась в боевой топор
экономического бандитизма. Так как оказалось, что с помощью этой, когда-то
полезной процедуры, очень удобно захватывать предприятия. В итоге
«оздоровление» превратилось в вульгарное ограбление.
В новой
редакции закона этот узаконенный бандитизм сохранился в целости и сохранности.
Этому возможны два объяснения – или разработчики ничего не понимают в
экономике, или валяют дурака, выполняя соответствующий заказ. Стоит напомнить,
что по оценке самих правительственных чиновников порядка трети от
осуществляющихся в настоящий момент 30 тысяч процедур банкротства представляют
собой в чистом виде захват предприятия. При этом переход к «финансовому
оздоровлению» аналогичен взятию стен осажденной крепости. Тогда как сама эта
«лечебная» процедура ничем не отличается от разграбления захваченного города.
Что же нового
предлагается в «свежей» редакции закона о банкротстве? Чтобы правильно оценить
внесенные в текст изменения, необходимо вспомнить, что бюрократы обладают самой
краткой из всех известных философией. Вся суть и содержание которой умещается в
одной фразе – «я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак». Именно в уточнении, кто в процедуре
банкротства является «начальником», а кто – «дураком», и состояла цель, которую
ставили перед собой разработчики новой редакции закона.
Необходимость
изменений действующего закона просматривается достаточно ясно. Первая редакция
писалась в интересах кредиторов, поэтому закон ставил их в неоправданно
привилегированное положение. Сегодня, в связи с тем, что заказные банкротства
превратились в самостоятельную отрасль экономики, чиновники вознамерились взять
ее под свой контроль. Соответственно, решили сделать кредиторов такими же
«дураками», как и должники. А самим стать самодержавными начальниками в деле
«оздоровления предприятий». Что обеспечит получение больших по размеру взяток –
повышение статуса чиновника всегда повышает уровень мзды, которую он имеет.
Экономика в таком законе о банкротстве
нуждается в той же степени, в какой общество нуждается в легализация
бандитизма. Хозяйствующим субъектам, кредиторам и заемщикам, нужен не «боевой
топор», а инструмент цивилизованного решения конфликта. Без масок-шоу и прочего
правоохранительного бандитизма. При этом написать такой закон не представляет
особой проблемы. Если, разумеется, разработчик что-то понимает в экономике и не
преследует интересов какой-то из участвующих в споре сторон.
Чем меньше в процедуре банкротства «стадий»,
тем меньше у ее участников возможностей заниматься недобросовестной
деятельностью. Поэтому закон должен предусматривать только две стадии –
наблюдение и ликвидация. Если предприятие перестает аккуратно выполнять свои
обязательства перед кредиторами, последние должны организовать «комитет
кредиторов», который подаст в арбитраж иск о возбуждении процедуры банкротства.
Второе правило
состоит в отказе от бюрократической философии. Это значит, что никто из сторон
конфликта не должен получать статус «начальника». Ни кредиторы, ни
собственники. Ни, тем паче, представители власти. Поэтому арбитраж,
ознакомившись с фактами неисполнения должником своих обязательств, должен
назначить предложенного комитетом кредиторов «наблюдающего управляющего».
Последний должен стать вторым управляющим предприятия-должника. Он не должен
вмешиваться в управление предприятием, а действующий директор не должен иметь
права распоряжаться любыми активами без согласования с наблюдающим управляющим.
При этом нарушение последнего правила должно квалифицироваться в качестве
уголовного преступления.
Внешнее
наблюдение должно ограничиваться шестью месяцами. За этот срок наблюдающий
управляющий должен разобраться с сложившейся на предприятии ситуацией и
провести инвентаризацию его активов. По истечении срока наблюдения арбитраж
возвращается к рассмотрению вопроса о банкротстве. Здесь возможны три варианта
решения. Первый – прекращение процедуры банкротства в связи с выплатой предприятием
всех долгов инициировавшим процедуру банкротства кредиторам. Второй – достижение
мирового соглашения между сторонами спора. Третий – ликвидация
предприятия.
В случае
принятия решения о ликвидации арбитраж назначает ликвидационную комиссию, в
которую на паритетных началах включаются представители кредиторов предприятия и
его собственников. Соответственно, назначаются два сопредседателя комиссии.
Последние организуют процедуру аукционной распродажи активов предприятия и
выполнение из вырученных средств обязательств банкрота. Никаких иных действий,
процедур, участников закон предусматривать не должен.
В
новой же редакции закона правительство, Дума, администрация президента
продемонстрировали полное непонимание сути экономических отношений, имеющейся в
экономике реального положения вещей и бюрократический характер своего мышления.
При этом существует только одна альтернатива такой нелицеприятной оценке
законотворчества власти. Правда, еще более нелицеприятная – в новой редакции
она просто выполнила заказ тех, для кого экономический разбой стал бизнесом.
|