Все проблемы человечества – от
стереотипов. Потому что любая деятельность представляет собой набор основанных
на стереотипных представлениях стереотипных действий. По истечении какого-то
времени условия деятельности изменяются, и стереотипные представления
естественным образом перестают быть адекватными новым условиям. Соответственно,
перестают быть эффективны и стереотипные действия. При этом самим находящимся в
технологической цепочке людям чрезвычайно трудно обнаружить ставшие ложными
стереотипы – они в какой-то степени «зомбируются» отлаженным процессом. То
есть, превращаются как бы в «рабов» существующей системы.
Как представляется, нынешний
иракский кризис, по сути, является кризисом устаревших стереотипов, в плену
которых оказались политики. Поэтому кризис может быть разрешен только одним
способом – сменой устаревших стереотипов на более современные. Сегодня мировое
сообщество «зомбировано» ролью ООН, которую эта почтенная организация выполняла
в течении полувека. Тогда как новые условия на мировой арене не имеют ничего
общего с теми, для влияния на которые которыми создавалась ООН. Почему
организация и не справляется со своими обязанностями. Точнее, с теми новыми
обязанностями, которые на нее пытаются возложить «политические зомби». Причем
они это делают под глупым предлогом – мол, «другой подобной ООН глобальной
организации в мире просто нет». Эти пожелания хорошо иллюстрируются известной
нашей поговоркой – хоть яловая, а телись.
Во-первых, нет того двухполярного
мира, равновесие которого помогала поддерживать ООН. Так что идея сделать
престарелую организацию гарантом стабильности в мире равносильна пожеланию к
ней превратиться в сверхдержаву и таким образом стать вторым полюсом,
удерживающим мир в равновесии. Поэтому представление
о том, что ООН способна поддерживать на планете мир превратилось в ложный
стереотип – у организации для этого просто нет силенок.
Во-вторых, с крушением коммунизма в
качестве глобального мировоззрения с мировой арены исчезло реальное
идеологическое противостояние. Соответственно, субъектами конфликтов перестали
быть страны разных «лагерей» – сегодня реальными субъектами противостояния на
мировой арене стали конкретные политические деятели. Почему США в Ираке и воюют
в первую очередь против Саддама и его подручных. Это значит, что стереотип
«плохих стран», для воздействия на которые ООН была худо-бедно приспособлена,
тоже стал ложным.
В свою очередь возникла новая общая для мирового сообщества цель –
ликвидация диктаторских режимов. Эта цель приобрела актуальность вовсе не
потому, что «гориллы» стали более
бесчеловечными – они просто перестали быть «сукиными сынами» сверхдержав,
которые использовали их в борьбе друг с другом и держали на коротком поводке. С
окончанием Холодной войны диктаторские режимы оказались без хозяев и,
соответственно, без поводков.
Как следствие, стали реальностью фантастические сюжеты Яна Флеминга – в
целях обеспечения собственной безопасности диктаторы потянулись к оружию
массового поражения, технологии производства которого стали вполне пригодны для
применения даже небольшими по размеру странами. А через диктаторские режимы к
оружию массового поражения, несомненно, рано или поздно получат доступ и
террористические организации. И так как связка «диктаторы – террористы» стала
вполне прогнозируемой в качестве ближайшей перспективы, пришло время
ликвидировать ее самое опасное звено – диктаторов. Иначе не так уж долго ждать
появления террористов, оснащенных «ядерными чемоданчиками», биологическими и
химическими бомбами.
Это значит, что вместо ритуальных заклинаний во славу ООН нужно в
короткие сроки создавать правовую основу для борьбы с новыми угрозами
человечеству и затем под него модернизировать существующие международные
организации. Чтобы ООН смогла стать действенным оружием борьбы с деспотиями,
она должна выработать технологии и инструменты ликвидации диктаторских режимов.
Потому что сегодня для борьбы с деспотиями у международного сообщества нет
соответствующего юридического права и инструментов, обеспечивающих его
соблюдение. А потому действия США и их союзников в глазах мирового сообщества
незаконны и представляют собой политику «кулачного права».
Международный трибунал в Гааге
представляет собой европейскую самодеятельность – неумелый римейк Нюрнберского
процесса. Потому что трибунал судит Милошевича и его команду не на основе
установленных международным правом норм. Точнее, если в основе обвинений и
лежат международные конвенции, то в основе приговоров в части установления меры
наказания никаких принятых международным сообществом правовых актов не имеется.
А потому трибунал способен только установить, что обвиняемые нарушали
международные конвенции, но наказывать их никакого права не имеет. Почему его и
возглавила Карла дель Понте – Робин Гуд из юридических джунглей, привыкшая
вольно обращаться с «буквой закона».
Нынешняя
ООН с диктаторами бороться не в состоянии еще и потому, что добрая треть ее
делегатов представляют разной степени отмороженности деспотические режимы.
Поэтому модернизацию ООН необходимо начинать с ее раскола – единственного
способа ее очищения. Как представляется. демократическим странам необходимо
разработать «международный уголовный кодекс», в котором расписать преступления
против личности, общества и человечества и установить меры наказания за них. Те
страны, которые этот кодекс ратифицируют, должны организовать ООН-2 – преемницу
существующей организации. Или должны просто исключить из ООН страны, которые не
ратифицируют кодекс.
Международная организация отличается от международного союза тем, что
союз преследует временные общие цели, тогда как организация – постоянные.
Поэтому дееспособная международная организация должна быть аналогом государства
– инструмента достижения постоянных общих целей граждан. Соответственно,
международная организация должна иметь в своем составе как законодательную, так
и судебную и исполнительную власти. Это значит, что в ООН-2 должен иметься
полноценный международный суд. Точнее, три суда – по правам человека, по военным
и экономическим преступлениям.
Суды должны рассматривать иски, поданные гражданами, организациями или
правительствами против конкретных людей – субъектов власти, осуществляющих
преступную политику. А после вынесения приговора суд должен выдавать международный
ордер на арест преступников. Затем должна вступать в действие исполнительная
власть международной организации – ее собственные вооруженные силы или силы
организуемой ею международной коалиции.
Ордер международного суда должен
служить основанием для вооруженного вторжения в любую страну с целью ареста
осужденных международным судом деспотов и их подручных. Такой ордер
автоматически превращает силы вторжения в международную полицию. И как граждане
не протестуют против вторжения в жилища с целью задержания преступников, так
общественное мнение не станет осуждать военные действия международной полиции.
При этом вторжение ни в коем случае не должно преследовать цель
«установления демократии» – лишь арест конкретных лиц и препровождение их в
места заключения. Если преступниками признаны руководители деспотического
режима, то сразу после их задержания в подвергшейся вторжению стране необходимо
организованы выборы новой власти. Затем войска вторжения должны немедленно
покинуть территорию страны. Так как их миссия должна преследовать единственную
цель – арест преступников.
После того, как в тюрьму попадут два-три диктатора, мода на деспотию
быстро прекратится. Потому что любая жертва деспота получит возможность
добиться его осуждения независимым от него международным судом. А сила мирового
сообщества обеспечит скорую доставку его в места пожизненного заключения. Что
пока юридически корректно сделать невозможно – суверенитет служит надежной
защитой диктаторов. Тогда как вооруженное вторжение с целью ареста преступников
будет нарушать суверенитет в минимальной и вполне простительной степени. Со
временем этим же способом удастся покончить и с модой на автаркию.
США, разумеется, больше устраивает вариант сохранения недееспособной
ООН. А не ее модернизация в международную антидеспотическую организацию. По той
простой причине, что американцы всегда хотят не только установить «демократию»
по собственному образцу, но и стремятся поставить во главе освобожденной страны
лояльный по отношению к себе режим. Если не сказать прямо – ручной. Однако если
демократические страны начнут предлагаемую модернизацию ООН, США придется
подчиниться. И потому что это решит проблему доступа террористов к оружию
массового поражения, и потому что против всего демократического сообщества
Америка просто не сможет пойти.
Это значит, что перед «демократическим лагерем» стоит проблема выбора –
руководствоваться в деле ликвидации диктаторских режимов принципом «кому
мешает, тот и убирает», или сразу поставить этот процесс на цивилизованные
рельсы. Соответственно, дать США, Англии, Испании и другим апологетам «права
силы» по собственному разумению делить режимы на «хорошие» и «плохие», или
организовать дееспособную международную организацию, которая будет иметь в
своем составе полноценную судебную и исполнительную власти.
Югославский и иракский кризис продемонстрировали полную неспособность
ООН обеспечивать достижение новых общих для мирового сообщества целей. Точнее,
ее фактическое превращение в Лигу Наций на закате существования. А потому ООН или должна умереть, или кардинально
модернизироваться – стать полноценной международной властью, призванной
ликвидировать деспотию на всей планете. Видит Бог, для этого пришло время. Но
только вряд ли на эту роль Богом выбраны, как думает Буш, он сам и Америка.
|