Правительство
в целом одобрило концепцию развития автомобильной промышленности России. На
ближайшие 5-7 лет планируется создание максимально комфортных условий для
отечественных автопроизводителей и выделение на нужды модернизации отрасли
около 20 млрд. рублей бюджетных средств. Как предполагают разработчики
концепции, благодаря этим мерам, к 2010 году в России удвоится производство
легковых автомобилей, а их качество возрастет настолько, что они догонят,
наконец, своих главных конкурентов – семилетние иномарки.
«Все
это было бы смешно, когда бы не было так грустно». Потому что к 2010 году
автомобильная промышленность страны умрет, как уже умер тот же АЗЛК.
Соответственно, концепция, рисующая оптимистическую перспективу для автопрома,
свидетельствует лишь о том, что у правительства существуют проблемы с чувством
реальности. Как в части представления о тенденциях развития мирового автомобилестроения вообще,
так и предназначении российского в частности.
В
правительственных кабинетах как-то странно представляют себе последствия
планируемого ЕС запрета на эксплуатацию автомобилей семилетнего возраста. Нашим
чиновникам, похоже, видятся огромные заводы-вторчерметы, которые будут плющить
в лепешку миллионы семилетних машин и отправлять их на переплавку. Тогда как на
самом деле все будет происходить совсем иначе, и последствия европейских
нововведений будут совсем другие. Чтобы их правильно оценить, нужно лишь
посмотреть, как такая политика реально действует.
В Японии уже
больше тридцати лет запрет на эксплуатацию автомобилей, возраст которых превышает шесть лет, обеспечивается
«заградительной» стоимостью страховки, которая становится просто разорительной.
Но при этом в Японии нет и заводов, на которых шестилетние автомобили плющатся
для последующей переплавки. Все без исключения «шестилетки» отправляются на
экспорт в развивающиеся страны по цене 500-1200 $ за штуку.
То же самое
будет происходить и в Европе. Потому что ЕС хочет именно воспользоваться
японским опытом. А вовсе не превращать вторчермет во вторую по масштабам, после
автопрома, отрасль промышленности. Это значит, что произойдет именно то, что
произошло когда-то в Японии. Во-первых, минимум, в полтора раза возрастет объем
производства автомобилей, так как только в этом случае можно будет поддерживать
численность имеющегося на сегодня автопарка. Во-вторых, на внешний рынок из
Европы будет ежегодно выбрасываться порядка пятнадцати миллионов автомобилей с
остаточным ресурсом, достаточным еще для 8-10 лет эксплуатации. И которые будут
стоить, в среднем, 1500 -2000$ за обычные модели (Фиат, Опель, Пежо,
Фольксваген и т.п.) и 2500-3500$ за престижные марки (Мерседес, Ауди, БМВ и
т.д.). Класс люкс будет стоить, разумеется, дороже, но тоже вряд ли больше 5-7
тыс у.е. Причем это ценовой предел, за которым японский опыт просто перестанет
работать. А значит, исходя из такого будущего уровня цен на европейские
семилетки и нужно смотреть на ближайшие перспективы российского автопрома.
Защитить
«Жигули» и «Волги» в такой ценовой ситуации смогут лишь запретительные пошлины
в размере 300%. Чего мы, вступив в ВТО, в принципе не сможем сделать. А значит,
правительству останется лишь выполнить последний долг – устроить российскому
автопрому скромные похороны. И навсегда забыть эту мучительную не только для
него, но и для всего нашего народа отрасль.
Нет, новые
автомобили в России будут производиться – 300-400 тыс. машин для богатых
покупателей. Эту потребность закроют 5-7 небольших заводов, которые у нас
построят ведущие автопроизводители. И которые на гибких линиях будут собирать
из импортируемых машинокомплектов наиболее ходовой ассортимент моделей. Что же
касается основной потребности в автомобилях, то она будет удовлетворяться за
счет ввоза 2-2,5 млн. штук семилеток из Европы.
Все идет к
тому, что через несколько лет в мире останется только три центра производства
автомобилей – западноевропейский, североамериканский и японо-корейский. Тогда
как весь остальной мир будет жить по схеме, которая описана в предыдущем
абзаце. Потому что именно такое развитие мировой автоиндустрии соответствует
направленности процесса глобализации мировой экономики. И который отнюдь не
исчерпывается процессом вовлечения лохов всей Земли в финансовые спекуляции на
мировом рынке.
Чтобы еще
лучше представить всю безнадежность планируемой «модернизации российского
автопрома», стоит привести только один пример. Последняя масштабная
модернизация «Дженерал Моторс» в начале 80-х годов обошлась концерну в 120
миллиардов долларов. Или в 250 миллиардов по сегодняшнему курсу. Разумеется,
наш автопром раз в семь меньше, но при этом он и отстает лет на тридцать лет от
GM начала 80-х. А это
значит, чтобы оценить реальный масштаб потребных автопрому инвестиций, 250
миллиардов нужно не только разделить на семь, но и затем полученный результат
умножит еще минимум на три. Итог – 100-110 млрд. $.
Тогда как вся
программа модернизации исходит из цифры в 10-12 млрд. $. Судя по всему,
автопром вознамерился повторить будущее «чудо» нашего авиапрома. Который
собрался за 1,5 млрд. $ создать истребитель пятого поколения. Но авиапром пока
что имеет современную технологическую базу, производит истребители на мировом
уровне, ему не угрожает появление истребителей сэконд-хэнд по цене несколько
десятков тысяч долларов и у него еще с советских времен имеется приличный задел
ниокровских разработок. Поэтому у авиапрома имеются хотя бы гипотетические
шансы извернуться и осуществить «задумку».
Тогда как автопром со своими автомобилями «забытого поколения» и
несколькими неизвестно откуда ожидаемыми миллиардами долларов больше похож на
оленевода, вознамерившегося под лозунгом «а олени лучше!» покорить мировой
рынок грузовых перевозок.
Однако не
стоит думать, что правительство и автомагнаты всерьез играют роль чукчей
мировой экономики. Разумеется, те же Дерипаска и Мордашев в российский автопром
примитивно вляпались. Так как покупали заводы, мало что понимая в тонкостях
автобизнеса. Поэтому ни сами олигархи, ни их менеджеры металлургического
профиля просто не имели возможности разглядеть реальные перспективы наших
автозаводов. Но то, что олигархи по-прежнему остаются в неведении относительно
истинного положения вещей – сомнительно. Это значит, что вся эта «мистерия-бум»
вокруг «возрождения российского автопрома» преследует совершенно другие цели.
Вариант
«двойного дна» в эпопее модернизации автопрома выглядит традиционно
незатейливо. Олигархам нужно вернуть неудачно вложенные деньги, а власть не
прочь воспользоваться поводом, чтобы поживиться за счет дополнительных
таможенных доходов. Отсюда и сермяжный смысл оздоровительных мер. Точнее одной
единственной – повышения пошлин на иномарки. Эта мера позволит автозаводам в
течении нескольких лет иметь гарантированную сверхприбыль, а власти – в
последний раз состричь шерсть с вековой мечты российского народа о хорошем
автомобиле. Поэтому шоу на тему «светлого будущего» российского автопрома
предназначено лишь для того, чтобы отвлечь внимание публики и без помех выжать
кандидата в покойники до состояния мумии.
В итоге к 2010
году автомобильный рынок России будет выглядеть совсем не так, как нам обещают
модернизаторы. И лишь по одной только причине – в результате встраивания
российской экономики в мировую наши рынки будут выглядеть так, как это себе
представляют лидеры соответствующих сегментов мирового рынка. А не
мечтатели-неудачники вроде российских автопромышленников. Которые за десять лет
существования в условиях рынка не смогли решить ни одной проблемы отрасли – ни
качества, ни эффективности производства, ни нормальной организации бизнеса. Да
что говорить о каком-то влиянии нашего автопрома на идущие в мировом
автомобилестроении процессы, если даже лидер отрасли, ВАЗ, наводит порядок на
своей территории исключительно с помощью ОМОНа и спецопераций.
Если изложенный
прогноз кому-то покажется малореальным, пусть попытается найти объяснение
таким, например, странным фактам. Зачем «Даймлер-Крайслер» запустил в Запорожье
сборочное производство «мерседесов»? Аж на 300 штук в год. А еще раньше БМВ
наладил такое же карликовое производство машин 5-ой серии в Калининграде. И,
главное, почему до сих пор ни в один наш автозавод ни один иностранный
автопроизводитель не вложил ни одного доллара? Все деньги вкладываются
исключительно в СП при автозаводах. А это, стоит напомнить, всего лишь
классический способ инвесторов решить за счет «партнеров» кадровые проблемы
своих будущих производств.
В принципе, 20-25% отечественного автопрома
теоретически еще можно спасти. И для этого хватит тех же 10-12 миллиардов
долларов. Но только не теми мерами, которые записаны в правительственной
концепции. И, главное, эту задачу не смогут решить нынешние руководители
автопрома. Даже при поддержке металлургов и правительственные стригалей. По той
простой причине, что никто из них не имеет реального представления о том, что
такое мировое автомобилестроение и куда оно развивается. А потому они не смогут
увидеть ни потенциально доступных ниш на авторынке, ни создать для них
соответствующего качества продукты. Наши «капитаны автоиндустрии» умеют только клепать
«штуки» и отсиживаться за забором из пошлин. Чем и исчерпывается их
профессиональный багаж. Первому они научились в советской экономике, второе
освоили в черномырдинской. Для успеха на рынке в условиях его глобализации этих
«достоинств» явно недостаточно.
|